Civilization 5
CIVru.com  


Первая книга серии уже в продаже
База. Начало - 1
Зеленый договор - 16
Зеленый договор - 1
Проблемы индейцев шерифа не волнуют - 7
CivRu рекомендует - Endless Space
Цивилизация 6 - Civilization VI - Civilization 6
Проблемы индейцев шерифа не волнуют
Цивилизация на Карте Земли
Коллективные игры в Цивилизацию
Скачать Civilization 5
"Футбол \ Футбольный тотализатор"
"Российская власть"
"Украинская (?) власть (?)"
"Командный турнир 2х2 в Civilization VI Rise and fall"
"Американская власть"

 
 CIVru.com > Civilization 1 > Книга
Главная
Форум
Травиан
Турниры и Игры
Онлайн-книга "Альтерра"
Наша "Цивилизация"
Civilization 5
Civilization 4
Civilization 3
Civilization 2
Civilization 1
    Скачать Civilization 1
    Игры
    Файлы
    Таблицы
    Версии Civ1
    Тактика
    Книга
Galactic Civilizations 2
Total War Medieval 2
Total War Rome, BI, Alex.
Другие "Цивилизации"
Вне игры

Контакты

Цив-паспорт

 
 

Поиск

 
Текст

Весь сайт
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть V: Дополнительные заметки

Лидеры цивилизаций

Биографии лидеров Цивилизации, с которыми вы соревнуетесь, управляются хорошо известными из истории личностями. Например, если вы столкнетесь с греками, они будут управляться Александром Великим.

Сильные и слабые стороны той или иной личности проявляются в том, как она управляет государством. Александр, который сумел захватить почти весь известный в свое время мир, может оказаться просто агрессивным. Каждый лидер-противник в Civilization оценивается по трем категориям: Агрессивность, Стремление к развитию и Милитаризм. В каждой категории есть своя шкала поведения. Лидер может быть на одном или на другом конце шкалы, или посередине.

Агрессивность: Эта характеристика отражает, с какой вероятностью ваш соперник будет стремиться начать войну со своими соседями.

Агрессивные лидеры, обычно, предпочитают начать войну, даже в том случае, если уже ведут несколько войн.

Миролюбивые лидеры, обычно, предлагают мир, даже если не ведут в данный момент войну.

Стремление к развитию: Лидеры, предпочитающие расширение своих цивилизаций и выделяющие ресурсы для поселенцев и для основания ими новых городов.

Любители совершенства, другой конец шкалы, стремятся построить немного городов, но оборудовать их и их окрестности по высшему классу. Хотя и они постепенно расширяют свои цивилизации, но делают это крайне медленно.

Милитаризм: Лидеры-милитаристы стремятся получать те технологии, которые можно использовать в военных целях.

Цивилизованные лидеры стремятся к технологиям, которые помогут им улучшить экономическое и политическое положение цивилизации.

Вы можете узнать о личности лидера любой цивилизации, с которой вы установили отношения на уровне посольств, из доклада своего советника по разведке. Нажмите кнопку "Инфо" ("Info") и посмотрите данные под именем лидера, там будут указаны его личностные характеристики. В той категории, в которой данные не указаны, лидер считается нейтральным. Например, для Елизаветы I указано только то, что она стремится расширять свою цивилизацию. Это говорит о том, что она нейтральна по шкале агрессивности и милитаризма. Однако, помните о том, что это основные тенденции, но каждый политический деятель способен к любому типу деятельности в зависимости от обстоятельств.

Лидеры и названия их цивилизаций указаны ниже. На каждого из них дана краткая историческая справка и одна или две подсказки о том, как они, скорее всего, будут себя вести.

Авраам Линкольн (американцы): Выходец из простой семьи, большей частью самоучка, он стал одним из самых выдающихся американских президентов. Во время гражданской войны, его интеллект, воля и политические способности помогли выжить молодой американской демократии. Наиболее важными его достижениями были освобождение рабов, воссоединение страны и сохранение демократии.

В Civilization Авраам Линкольн и американцы скорее всего установят демократию. Хотя они и стремятся к расширению страны, но они не слишком агрессивны.

Александр Великий (греки): Александр взошел на трон в Македонии в 336 году до нашей эры и быстро получил контроль над всей Грецией. Во главе объединенной армии греков, он совершил одну из самых великих военных кампаний в истории мира. За двенадцать лет он захватил гигантскую империю персов на западе, Египет на юге и западную часть современной Италии. Только нежелание его людей продолжать поход заставило его закончить кампанию. Он умер в возрасте 33 лет от лихорадки, но за столь короткое время ему удалось стать одним из величайших полководцев всех времен и народов.

Если вы столкнетесь с Александром Великим и греками, то следует ожидать, что они будут агрессивно расширять свою страну.

Елизавета I (англичане): Она правила Англией 45 лет; унаследовав слабую, разобщенную страну, она смогла сделать ее ведущей мировой державой. Ее главным противником была Испания при Филиппе II, которая постепенно пришла в упадок после поражения ее армады в 1588 году. Елизавета известна рядом внутренних реформ, а также и серией политических и военных маневров. Ее правление было отмечено общим расцветом английской экономики и культуры.

Елизавета грозный соперник, она стремится быстро расширить свою цивилизацию, но не забывает и про местные проблемы.

Чингисхан (монголы): После объединения монгольских племен, он завоевал империю Чин на севере Китая в 1215 году. Следующие несколько лет его армии двигались на запад, разоряя все на своем пути, и даже достигли Восточной Европы. Монгольская орда состояла из конных лучников, которые были отличными наездниками и стрелками. Их лук превосходил образцы оружия запада, он был одновременно и компактным, и очень мощным. Из своей столицы Каракорума, расположенной к югу от озера Байкал, он управлял своей громадной империей. В Civilization можно ожидать, что монголы будут очень агрессивно расширять свою империю, не обращая внимания на развитие отдельных городов.

Хаммурапи (вавилоняне): Царь Вавилонии, он был больше всего известен своим сводом законов, древнейшим в мире. Его империя находилась в плодородном районе между реками Тигр и Ефрат. Он был компетентный правитель и строитель цивилизации, но его империю неожиданно разрушили захватчики с запада.

Вавилоняне будут заниматься строительством и общим развитием своей страны, а не захватом территорий.

Юлий Цезарь (римляне): Одна из самых противоречивых фигур в истории. Он был, одновременно, и защитником прав людей и амбициозным политиком, который разрушил Римскую республику. Кроме всего, он был еще и отличным полководцем, его блестящие победы над галлами считаются классическими и изложены во всех учебниках по военному делу; он завоевал Британию и сделался диктатором, разбив I Томпея во время гражданской войны. Цезарь был смертельно ранен заговорщиками, среди которых были и его прежние друзья и соратники, но до этого успел сделать возможным существование Римской империи.

Римляне - серьезные соперники, и они будут стремиться к балансу развития, расширения и военных действий.

Махатма Ганди (индусы): Отец независимости Индии, он был искусным политиком и общественным деятелем. Его кампания пассивного сопротивления свергла Британцев. Он пытался уничтожить кастовую систему в Индии и стремился к мирному сосуществованию двух противоборствующих религиозных группировок Хинди и Мусульман. Он был застрелен религиозным фанатиком.

Индусы под руководством Ганди не столь агрессивно расширяются и стараются развивать свое хозяйство мирным путем. Однако, они заботятся о своем технологическом уровне и могут составить сильную конкуренцию в космосе.

Мао Дзе-дун (китайцы): Он считается основателем народной республики Китай; пришел к власти в 1930 и смог победить националистов. Он правил до 1958 года и был смещен за ряд промахов, включая провал программы Великого скачка, плана промышленного роста в Китае. Он восстановил свое правление после провала культурной революции и четырех лет недовольства.

Китайцы больше озабочены строительством крепкой цивилизации и не стремятся к агрессивному расширению.

Монтесума (ацтеки): Император ацтеков в эпоху завоеваний испанцев; он был грубым деспотом, который вызывал гнев у своих сограждан. Кортес воспользовался этим и рекрутировал 30000 индейцев для штурма столицы ацтеков. Монтесума был уверен в том, что испанцы - потомки богов, и это помешало ему вовремя оценить опасность.

Ацтеки - свирепые воины и опасные оппоненты. Они способны одновременно вести войны и строить мощную империю.

Наполеон (Французы): С помощью быстрых и решительных действий Наполеон проявил себя во время Французской революции. Он смог консолидировать силы и сделал все, чтобы стать императором в 1804 году. В течение последующих 11 лет в Европе бушевали непрекращающиеся войны. Наполеоновская армия совершила марш от Мадрида до Москвы, где была разбита. Объединенная коалиция нанесла окончательное поражение французам при Ватерлоо, и Наполеона отправили в последнюю ссылку.

Французы - завоеватели и стремятся расширить свое государство. Возможно, они и не столь опасны как Греки или Ацтеки, но, все равно, надо следить за их действиями.

Рамзес (египтяне): Рамзес II правил Египтом 33 года после того, как узурпировал трон своего брата. Под его руководством империя процветала, раскинувшись от Сирии до четвертого водопада Нила. Он известен тем, что построил памятники, храмы и прочие сооружения по всей стране. Однако, увеличение налогов, рабство и наемная армия за время его правления ухудшили положение страны настолько, что империя пришла в упадок.

Египтяне - великие строители. При Рамзесе можно ожидать, что они построят многочисленные города, и если допустить их расширение за океан, то они станут грозным противником.

Шака (зулусы): Первый король зулусов, он объединил многочисленные племена и сформировал армию зулусов. За короткое время Шака смог захватить обширные территории. Он правил непобежденным, пока не появились европейцы. Хотя зулусы были отличными воинами, они не смогли противостоять отлично снаряженной европейской армии.

Зулусы - свирепые воины и не прочь начать войну. Будьте внимательны, если обнаружите их no-соседству. Они не занимаются наукой, так что их можно обойти за счет технологий.

Сталин (русские): Старый большевик, он сумел стать новым лидером Советского Союза после смерти Ленина, вопреки воле умершего вождя. Он быстро ввел планы ускоренной коллективизации и индустриализации и быстрого военного развития. Эти планы могли проводиться только в условиях полного террора, что привело к гибели миллионов людей. После отражения натиска фашистов во время Второй Мировой войны, которая унесла жизни еще 27 миллионов русских, он установил гегемонию над странами Восточной Европы, которая длилась почти полвека.

Под властью Сталина русские - опасные оппоненты. Они могут совершить агрессивную экспансию, но могут отстать в строительстве городов и развитии технологий.

Сулейман (турки): Сулейман I, известный также, как Великий, возглавлял Оттоманскую империю в эпоху ее расцвета. Продолжая кампании своего отца, он захватил Болгарию и Роденские острова в Средиземном море. В борьбе с императором Венеции и императором Рима Чарльзом V, он не смог захватить Венецию и Мальту и потерял Тунис. Он захватил почти всю Персию и Арабию. Он был известен своими реформами, покровительством искусствам и великолепием своего двора.

При Сулеймане турки чрезвычайно агрессивны и являются нежелательным соседом. Старайтесь следить за их действиями.

Фредерик Вильям II Великий: Правил Пруссией около 50 лет. Проявив незаурядные организаторские способности и талант полководца, он сделал Пруссию одной из сильнейших стран Европы. Он провел важнейшие реформы у себя в стране, покровительствовал искусствам и религии. Он считается образцом просвещенного монарха и выдающегося короля-воителя.

Заметки игрока

Новым игрокам рекомендуется начинать на уровне вождя племени. На более сложные уровни можно переходить, набрав необходимый опыт. Самый сложный уровень - Императорский, только для самых опытных игроков или для тех, кто стремится к сложным испытаниям. Выиграть на этом уровне очень сложно.

Первый город: Вашим первым важным решением будет основание города. Чем быстрее вы его построите, тем быстрее начнет расти и развиваться ваша цивилизация. Вы должны найти приличное место для города за несколько первых ходов. Если у вас на это уйдет много времени, вы отстанете от своих конкурентов с самого начала.

Наилучшим местом для основания городов являются луга, на которых есть какие-нибудь ресурсы, равнины и реки. Однако, только некоторые реки имеют ресурсы. Если вы построите город, на реке без ресурсов, то развитие города будет сильно заторможено. Так что строительство города на реке несколько рисковано.

Строительство первого города особенно интересно, поскольку вы знаете очень мало о том, что вас окружает. Если вы заметите хорошее место, то надо сразу же строить там город, а не искать другое. .Хорошее место должно иметь рядом реку, специальные ресурсы, вроде охоты или лошадей, или луга, на которых есть ресурсы. Помните g том, что джунгли и болота можно впоследствии превратить в продуктивные площади. Строительство города у океана обеспечит, в будущем строительство кораблей.

Неудачными местами для строительства города считаются пустыни и горы. Хотя океанские, лесные и холмистые районы желательны для строительства, но если их слишком много, то потенциальный рост города замедлится.

Защита первого города: Наш опыт свидетельствует о том, что лучше всего организовать два отряда милиции. Когда первый отряд появится, передвиньте его на четыре клетки к югу, северу, западу и востоку, чтобы узнать, какой тип рельефа ваш город может разрабатывать. Используйте этот отряд, чтобы дальше исследовать близлежащие районы. Когда появится второй отряд милиции, фортифицируйте его для защиты.

Когда вы обнаружите своих конкурентов, нужно будет срочно изобрести Обработку бронзы, чтобы построить хотя бы одну фалангу для обороны. Рекомендуется иметь две фаланги для обороны, особенно, в городах, находящихся на границе вашей империи.

Расширение: Когда вы заложили свой город и исследуете окрестности, начинайте искать место для следующих городов. Ищите места подальше от своей столицы, чтобы их обрабатываемые окрестности, в последствии, не пересеклись. Это даст каждому из них возможность вырасти до максимума.

Вам сразу же потребуются Колонисты, чтобы строить новые города, дороги и заниматься ирригацией. Ирригировать равнины полезно при Деспотизме, а луга и реки - когда вы будете менять тип правления на Монархию. Большая часть ваших городов должна иметь отряд поселенцев, чтобы делать что-нибудь. Если они построят новый город, организуйте еще один отряд поселенцев. Новым городам очень нужны амбары, чтобы производить отряды поселенцев и продолжать расти с приличной скоростью.

Обычно, полезно расширять свое государство как можно скорее. Продолжайте выпускать отряды поселенцев и отправлять их туда, где ваши военные отряды нашли хорошие места для городов. Другим преимуществом экспансии будет то, что вы открываете новые места на карте.

Хлеб или Оружие: Помните о том, что большинство великих цивилизаций мира было построено благодаря военному соперничеству, а ваши конкуренты будут несколько агрессивны. Вы должны подготовиться по крайней мере к обороне, если не хотите нападать сами.

Есть возможность преуспеть в роли мирного строителя, но вам придется строить вашу экономику с длинными торговыми путями и развивать технологии, чтобы быть в состоянии отразить любой удар. Постарайтесь поменять форму правления на Монархию или Демократию как можно скорее.

Технологические приоритеты: Держите под рукой таблицу развития цивилизации. Постройте ориентировочные планы научного развитая до начала игры. Со временем, вы сможете что-нибудь подправить в соответствии со стратегическими планами. Каждое открытое, которое вам предлагается в начале игры, дает вам определенные возможности и ведет к другим полезным знаниям.

Глиноделие делает возможным строительство амбаров, что ускоряет рост городов. Обработка Бронзы поможет построить фаланги, которые подходят для обороны городов. Езда верхом необходима для создания конницы, хорошего отряда для наступления и разведки, поскольку ее фактор перемещения равен двум. С помощью колеса можно построить колесницу - отличное наступательное вооружение. Ритуал погребения, Алфавит и Свод Законов нужны для того, чтобы быстро перейти к новым формам правления.

Если вы окажетесь на маленьком островке, стоит изучить картографию, поскольку она даст возможность построить галеры. Если вы хотите сконцентрироваться на торговле, надо поменять тип правления на Монархию. Если грозит война, то вам понадобятся Колесо, Конструирование (Городские стены) и Математика (Катапульта). Письменность поможет создать Дипломатов, которые требуются для того, чтобы организовать посольства в странах конкурентов. Торговля поможет вам в строительстве караванов, которые важны вам для экономики.

Чудеса света: Разобравшись с управлением цивилизацией, вы сможете посмотреть, какую пользу можно получить от использования чудес света. Прочитайте главу о чудесах света. Некоторые приносят экономические выгоды, другие помогут вашей дипломатии, а третьи ускоряют поиск технологий. Попытайтесь построить те из них, которые больше всего подходят для вашей стратегии. Помните о том, что эффект от многих чудес впоследствии пропадет.

Тщательно продумайте момент времени, когда нужно строить чудо света. Бывают моменты, когда чудеса могут быть полезны, но иногда полезнее построить поселенцев, акведук или городские стены. Чудеса строятся долгое время и требуют много ресурсов. Если вы начнете строить чудо света, то постарайтесь закончить его поскорее, чтобы вас не опередили соперники. Пользуйтесь преимуществом караванов при строительстве чудес.

Не забывайте о том, что преимущества чуда света распространяются только на ту цивилизацию, которая им обладает. Может быть, дешевле захватить чужой город, чем строить чудо света самому.

Смена форм правления: Способность оценивать время, подходящее для смены способа правления. Тип правления, который больше всего вам подходит, зависит от вашего экономического и стратегического положения. Так как смена правления может вызвать в вашей стране анархию, планируйте перемены тщательно.

Деспотизм лучше всего подходит, если вы расширяете страну или ведете военные действия, но он ограничивает развитие технологий и рост населения. Он выгоден, поскольку большая часть отрядов не требует поддержки, так что отряды, сооружения и чудеса света можно достаточно быстро построить. Отряды поселенцев требуют только одну единицу продовольствия, так что ваш город может содержать один или два отряда поселенцев, которые будут заниматься строительством новых городов, строить дороги, заниматься ирригацией и строить шахты.

Когда ваши города будут разбросаны по всей стране и достигнут уровня в 7 единиц и выше, подумайте о том, чтобы поменять тип правления на Монархию. Это, особенно, полезно, если у вас есть ирригированные луга и реки, потому что эти области теперь будут производить по 3 продовольственных единицы. Это приведет к более быстрому росту населения. Это, в свою очередь, создаст больше торговли, большее количество ресурсов и большую экономическую мощь. Хотя все отряды теперь будут требовать поддержки, у вас все же будет способность вести военные кампании.

Коммунизм по свойствам похож на Монархию, но он может быть полезнее позднее, когда ваши города станут крупнее. Поскольку в городах при коммунизме поддерживается одинаковый уровень коррупции, то он особенно полезен для просторных империй.

Когда ваши города станут крупнее, будет труднее поддерживать в них настроение населения. Переключение на Республику или Демократию может быть полезно, когда ваши города превысят численность в 10 единиц, потому что при них существенно повысится уровень торгового оборота. Это приведет к большему потоку драгоценностей, чтобы сделать людей счастливыми; большему количеству налогов, чтобы содержать городские сооружения, и большему количеству научных открытий. Демократия уничтожает коррупцию, далее повышения выгоды от торговли.

Однако, вам будет трудно вести войны, потому что каждый отряд вне города будет огорчать ваших жителей. Так что, демократия или республика будет плохим выбором для ведения и планирования войн.

Война или мир: Длительные и дорогие войны могут существенно подорвать ваш экономический рост, но войны также нужны для обуздывания соперников, захвата городов и уничтожения экономики соперников. Хотя очень часто войну навязывают вам, у вас будет шанс вести ее так, как вы того пожелаете. Время начала войны зависит от вашей силы, силы соперника, уровней технологического развития. Готовьтесь к войне заранее и стремитесь закончить ее как можно скорее.

Техническое превосходство полезно для военных действий, но только если вы построили достаточно отрядов и вывели их на передовую. Вы можете встретить соперников с новейшим оружием, но с малым количеством отрядов, потому что они сосредоточились на прогрессе, а не на ведении военных действий. Техническое преимущество может быть особенно полезно в море, поскольку вы можете потопить вражеские транспорты с отрядами на борту.

Когда вы построите работоспособную экономику и определите своих основных соперников, часто полезно оставаться с ними в состоянии войны, пока они не будут уничтожены, или в состоянии мира, если на том настаивает ваш сенат. Во время войны уничтожайте все вражеские транспорты, какие только сможете. Кроме того, вы можете подорвать экономику врага, уничтожая его ирригацию и дороги.

Обычно очень трудно захватить города, защищенные городскими стенами. Но если туда заслать дипломатов в целях саботажа, то они смогут уничтожить и городские стены. Так же, наличие городских стен не сказывается на эффекте от бомбардировщиков и артиллерии. Корабли и бомбардировщики могут использоваться для уничтожения защитников внутри прибрежных городов, которые потом будут захвачены сухопутными войсками.

Сильная экономика: По мере того как ваша цивилизация крепнет и ваши города растут, становится все труднее набирать средства для содержания городских построек и для драгоценностей, требуемых населением. Большие количества денег, драгоценностей, а также научных разработок могут быть получены с помощью торговли, городских построек и специалистов.

Лучшим способом увеличения силы вашей цивилизации станет установление караванного сообщения с городами других цивилизаций. Вы должны попытаться создать максимум три торговых пути в ваших крупных городах (более 10 единиц). Практически, невозможно построить крепкую экономику без длинных торговых путей. На локальном уровне вы можете использовать квадраты океана, алмазных или золотых рудников, чтобы увеличить торговлю в городах. Это, однако, будет означать, что люди не будут добывать продовольственные ресурсы.

Городские постройки также полезны для увеличения торговли (Рынки и банки), для научных исследований (библиотеки и университеты). Количество налогов можно также увеличить с помощью сборщиков налогов, а число научных исследований - с помощью ученых.

Дипломаты: Новые игроки могут пропустить этот отряд, но более опытные понимают его важность. Вы должны попытаться основать посольства в городах и цивилизациях всех своих соперников. Они помогут вам определить силу конкурентов. Также они смогут подсказать вам, как используется город соперником, или помогут разрушить что-нибудь в этом городе.

Попытайтесь уничтожить вражеских дипломатов как можно раньше, чтобы не заработать от них каких-нибудь неприятностей.

Возможные стратегии: Вы должны быть готовы подогнать стратегию своей цивилизации под возникающие обстоятельства. Два основных направления - это мирное экономическое развитие или военная агрессия. В начале игры вы будет получать информацию, которая поможет вам лучше спланировать стратегию. Важными факторами, которые вы должны учитывать, будут размеры континента или острова, на котором вы оказались, близость соперников, их сила и их технологическое развитие.

Если вы начинаете с континента, на котором поместятся примерно десять городов, то имеет смысл стратегия экономического развития. В этом случае попытайтесь как можно скорее поменять форму правления на Монархию или Демократию. Если континент огромен и населен одним или несколькими соперниками, вам придется готовиться к войне, чтобы обеспечить себе возможность расширения. Если вы оказались на островке, готовьтесь к экспансии за моря.

Если вы обнаружили на своем континенте нескольких соперников, попытайтесь сразу же захватить побольше территории. Используйте отряды милиции для исследования территории и заключайте мир со всеми, хотя бы в самом начале. Мир поможет вам обменяться технологиями, что даст вам возможность получить их быстрее, чем посредством исследований. Постройте посольства, когда сможете, и выберите противников, которых вы хотите уничтожить. Не стройте торговых путей к противникам, которых хотите уничтожить.

Когда наступит время, нападите и уничтожьте противника. Подготовьтесь заранее и попытайтесь закончить войну, как можно быстрее.

Соображения, приведенные выше, охватывают только основные направления тактики и стратегии, открытые в процессе разработки Civilization. По ходу игры пытайтесь найти другие стратегии, которые бы оптимально подходили к сложившимся обстоятельствам.

Дополнительные возможности для IBM версии

Наименование племени: Когда в начале игры вы выбираете себе племя, вы можете назвать его, как захотите. Для этого, нажмите кнопку ESC, когда появится меню выбора племени. После чего, введите необходимое название и нажмите "Enter". Рекомендуется вводить его во множественном числе, чтобы тексты игры легче читались.

Помощь в меню: Когда вы открыли меню замены объекта производства или выбираете вид деятельности, которой должны заняться ваши ученые, вы можете получить подсказку из Цивилопедии. Если вы пользуетесь мышью, то нажмите правую кнопку, если клавиатурой, то Alt+"H".

Дополнительные пункты меню Game

В меню "Игра" ("Game") появились две дополнительные опции: включение/выключение звука и включение / выключение демонстрации ходов соперников. Как для любых опций, отметка сбоку показывает включена она или нет.

Звуки (Sound): Включает / выключает звуковое оформление.

Ходы врагов (Enemy moves): Если эта опция включена, то программа будет показывать вам ходы ваших соперников. Если она выключена, то вы видите отряды соперника только тогда, когда они нападают или находятся в пределах прямой видимости. Если вы выключите эту опцию, то сможете несколько ускорить процесс игры, когда на карте будет уже достаточно много отрядов.

Кроме того, две другие опции требуют комментария:

Анимация (Animations): Тем, кто играет с гибких дисков, рекомендуется выключить эту опцию, поскольку она заметно замедляет ход игры.

Автосохранение (Autosave): На каждом диске имеется 10 файлов для записи ваших игр. Причем, (0-3) для записи из меню Game, а остальные (4-9) для опции автозаписи.

Производство

Когда вы открываете окно изменения объекта производства, вы можете увидеть объекты, отмеченные "*". Это означает, что они уже стали бесполезными из-за прогресса цивилизации, но вы все равно можете их построить.

Недовольные люди

При режимах Демократии и Республики у людей ухудшается настроение, если отряды находятся за пределами родного города. Они также становятся недовольными, если вы построите авиаотряды или атомные бомбы вне зависимости от их расположения.

Возможности просмотра игры

Если вы уходите в отставку, то появляется меню, позволяющее вам просмотреть ход развития своей цивилизации.

Краткий повтор (Quick Replay): Этот вид повтора покажет вам общий вид земли и процесс появления, развития и разрушения городов, войны всех цивилизаций мира. Из этого обзора вы можете узнать, что же происходило, пока вы занимались делами в своей части света.

Полный повтор (Complete Replay): Этот повтор даст вам ту же информацию, что и краткий повтор, но также и сообщит вам о том, кто первым построил тот или иной отряд, чудо света, сделал открытие, перемены в отношениях между цивилизациями. Этот повтор дает вам данные о вашем положение в мире в различные периоды. Повтор останавливается после каждого сообщения. Вы должны нажать "Пробел" или "Enter" для продолжения.

Записать повтор на диск (Write Replay To Disk): Эта опция дает вам возможность вывести текст обзора в файл "Replay.txt". Кроме того, будет записана карта мира. На карте будет изображено расположение всех существующих и разрушенных городов. Позднее, вы сможете распечатать и прочитать этот обзор.

График развития

Когда вы уходите в отставку, вам покажут график развития вашей цивилизации по сравнению с другими. Цивилизации на графике обозначаются различными цветами. Чем выше линия, тем больше мощь цивилизации. Если цивилизация была разрушена, то ее график падает вниз. Учитывается количество ваших городов, население, городские постройки, отряды, чудеса света и казна.

Управление игрой только с помощью клавиатуры

Если у вас нет мыши, то вы можете пользоваться следующими командами с клавиатуры.

Меню: Все меню можно открыть, нажав ALT+первая буква названия необходимого меню. Воспользуйтесь стрелками управления курсором, чтобы выбрать необходимый пункт. Чтобы выбрать нужную функцию, нажмите "Enter".

Кнопки: Практически все кнопки управляются обычно. Нажмите клавишу, обозначающую первую букву названия кнопки, чтобы привести эту кнопку в действие. Единственным исключением будут кнопки "ИНФО" ("INFO") в докладе разведки, которые пронумерованы, и нужно нажать цифровую клавишу, чтобы сработала нужная кнопка.

Экран карты

На экране карты вы можете нажать клавишу TAB, чтобы появился белый прямоугольник, обозначающий текущий отряд или стоящий посредине окна. Его можно передвинуть стрелками курсора. Если вы его переместите за пределы окна, то окно переместится, чтобы отцентроваться на этом прямоугольнике.

Быстрое передвижение по карте: Если вы будете удерживать клавишу Shift, то карта будет перемещаться заметно быстрее.

Активирование отрядов: Отряды, находящиеся на страже или окопавшиеся, можно активировать, наведя на них квадрат и нажав "Enter". Появится меню отрядов на данном квадрате. Выберите нужный и нажмите "Enter". Когда вы проактивируете все отряды, нажмите ESC, чтобы вернуться к игре.

Открытие окна города: Чтобы открыть окно города, наведите квадрат на город и нажмите "Enter".

Окно города

Все кнопки в окне города управляются нажатием первой буквы их названия.

Изменения в окне карты города: Чтобы переместить людей в окне карты города, нажмите клавишу "Р". На карте города появится курсор. Когда вы его переместите на то место, откуда нужно убрать людей, нажмите "Enter". Люди будут убраны с поля и трансформированы в специалистов.

Чтобы убрать специалиста, переместите курсор на свободное место и нажмите "Enter".

Если у вас нет специалистов и вы нажимаете на пустом квадрате, то ваши трудовые отряды будут размещены так, как это посоветуют ваши советники.

Когда вы закончите свои изменения, нажмите ESC, чтобы вернуться к окну города.

Специалисты: Каждый раз, когда вы создаете специалиста, он появляется в списке населения как затейник. Специалисты нумеруются от 1 до 8, начиная слева. Чтобы поменять тип специалиста, нажмите необходимую цифровую клавишу.

Продажа городских сооружений: Чтобы продать строение, нажмите "S". Когда появится меню городских сооружений, из которых Вы выберите нужное, нажмите "Enter". Появится меню "Да/Нет" ("Yes/No"), выберите "Да" ("Yes") и вновь нажмите "Enter". Теперь проданная постройка исчезнет из списка сооружений.

Активирование отрядов: Отряды на страже или, окопавшиеся в городе, можно активировать из окна информации. Нажмите клавишу "А". Первый отряд начнет мигать. С помощью стрелок курсора переместите курсор на нужный отряд и нажмите "Enter". Отряд будет активирован. Когда вы закончите активацию, нажмите ESC.

Дата окончания игры

Все игры заканчиваются к определенной дате для подсчета результатов, если они не закончились раньше по другим причинам.
Уровень Дата
Вождь (Chieftain) 2100 г. н.э.
Рыцарь (Warlord) 2080 г. н.э.
Принц (Prince) 2060 г. н.э.
Царь (King) 2040 г. н.э.
Владыка (Emperor) 2020 г. н.э.
Советники короля

Советники, окружающие короля, определяют тип правления цивилизации и ее примерный размер. Король с четырьмя советниками означает, что это одна из самых больших цивилизаций мира. Король только с одним советником означает очень маленькую цивилизацию. Одежда советников подчеркивает тип правления. Если государство находится в анархии, то советники при анархии изображаются также, как и при деспотизме.
Монголы Ранний деспотизм
Египтяне Ранняя монархия
Греки Ранняя республика/демократия
Инквизиторы Современный деспотизм
Англичане Современная монархия
Русские Коммунизм
Американцы Современная республика/Демократия.
Советы и подсказки

Если вы случайно нажали "В" во время передвижения поселенцев, нажмите ESC и город не будет основан, но ход будет потерян.

Каждая записанная игра занимает около 50К. Десять записанных игр - 500К. Если вы записываете их на гибкий диск, то пользуйтесь дисками повышенной плотности.

Пока идет заставка, вы можете нажать клавишу, чтобы выбрать тип игры, в которую вы хотите играть. Новая игра - "N", Загрузить старую игру - "L";, Земля - "Е", Собственный мир - "С", Любая другая клавиша даст Вам меню выбора игры.

Все три типа электростанций увеличивают количество производимых ресурсов на 50%. Однако, гидроэлектростанцию можно построить только около воды или гор.

Чтобы заставить перейти отряд в заданное место, нажмите на нужном квадрате правую кнопку мыши. Для больших расстояний выберите функцию "Идти" ("GoTo") из меню Orders и нажмите левую кнопку мыши на нужном квадрате.

Чтобы получить дополнительный список городских сооружений, нажмите Shift+"M" (если пользуетесь только клавиатурой).

Вы можете заставить свой город строить сооружения в автоматическом режиме, нажав правую кнопку мыши на кнопке "Строим" ("Change") (если вы пользуетесь только клавиатурой, то Shift+"A"). Теперь ваш местный советник будет сам решать, что лучше всего построить.

Дополнительным преимуществом программы Аполлон является возможность увидеть Землю и все ее города из Космоса.

Если на всей планете царит мир, то над вашим замком появится белая полоска, показывающая его продолжительность.

Если мышь перестала вас слушаться в середине игры, то нажмите Alt+"M", чтобы восстановить управление.

Если вы имеете дисковод для 3.5" дисков высокой плотности и не имеете жесткого диска, то вы можете скопировать диски 1 и 2 на одну, а диски 3 и 4 на другую дискету. Это уменьшит количество требуемых дискет. Программа автоматически распознает такую конфигурацию и будет опрашивать только диск 1 или 2.

Если вы играете на переносном компьютере с монохромным экраном, то выберите EGA для максимальной контрастности.

Старайтесь при работе с меню пользоваться только клавиатурой или только мышью, поскольку нажатие кнопки мыши приведет к исполнению той функции, на которую показывает курсор мыши, а не указатель.
Технологии и торговля

Золото может многое сделать. Однако технологии могут сделать не меньше. Вам предстоит выбрать момент, когда развивать науку, а когда дипломатию и инфраструктуру. Лучшим ответом будет равное распределение налогов как на одно, так и на другое. Начните со стопроцентной науки до открытия торговли (trade), затем поменяйте на стопроцентные налоги и стройте рынки (marketplace), потом обратно к науке и открывайте письменность (writing), обратно к налогам и строительству библиотек (libraries) и т.д.
Железные дороги и караваны

Когда ваши города вырастут примерно до 6 единиц жителей или больше - это время отправления караванов. Торговые пути приносят богатство, но для их установления необходимо время, и лучшие из них ведут к дальним крупным городам. Чтобы свести время, необходимое для их возникновения, к минимуму - надо ждать появления железнодорожной сети, которая позволит караванам пересечь континент за один ход. Железные дороги (railroads), кстати, мощные торговые средства сами по себе. Они увеличивают производительность на 50%. Итак, как только вы изобрели железные дороги, пускайте своих поселенцев укладывать рельсы. Даже если вы все правильно сделали, то обнаружите в том большом и чужом городе, куда вы планировали отправить караван, лишь завистливую враждебность. Так что будьте готовы купить мир и учиться искусству уходить в сторону на два или три квадрата, чтобы избежать нападения. Запомните, что сложно сохранять при демократии людей счастливыми, когда много городских отрядов находится далеко от города. Отправление кораблей приостанавливает празднование "Дня президента".

Уровень чудес света

Каждое чудо света приносит специфическую выгоду и большинство из них делает людей счастливыми. Вы можете как строить чудеса света в своих городах - что хорошо согласуется со стратегией "Добрый Правитель", так и захватывать их в чужих - тогда они становятся вашими. Этот последний метод требует большого количества ухищрений; в противном случае, вы разрушите город вместе с его чудесами. Если сможете, постарайтесь купить город с помощью дипломатов. И запомните: города становятся довольно дешевыми во время беспорядков.
Технологический уровень

Запомните также: вы здесь, чтобы построить цивилизацию. Если вы не сможете быстро подавить все шесть соседних цивилизаций, вам придется драться с ними на внешних территориях. В этом случае ваш прогресс основан на знаниях. Вам необходимо узнать многие вещи, прежде чем вы построите космический корабль.

Вы можете добыть эти знания различными путями: можете развивать свою собственную науку, можете посылать дипломатов красть технологию из городов соседей, можете завоевывать города и забирать одно открытие как добычу. Можно также построить Чудо Света - Великую Библиотеку (Great Library): все знания, которые получили две другие цивилизации, становятся вашими. Правда, действие этого чуда света кончается с открытием университетов (university).

Торговать с вашими соседями на более высоком уровне - дело непростое. Они станут очень сильно действовать вам на нервы, стоит первому блоку космического корабля оказаться в вакууме.

Знакомство с управлением

Обратите внимание на свои экраны. Они скажут вам многое. Например, на экране переговоров: если лидер пришел с четырьмя помощниками (они стоят за его спиной), вам стоит отнестись к нему с уважением. Если же эти люди выглядят так, как будто они только что прискакали из какой-нибудь азиатской степи, то лидер - деспот. Он легко вступает в войну, но его военных легко подкупить. С другой стороны, если эти помощники выглядят как компания Томаса Эдисона, то вы разговариваете с президентом демократической цивилизации, открывшей изобретения (invention). Они не собираются вас провоцировать, но с собой они приведут могущественные силы. Если же эти люди выглядят так, как если бы они только что бродили по пепелищу, значит их страна пребывает в анархиии (anarchy), и если у вас есть хоть немного денег, ваши дипломаты могут скупить их подразделения и города.

Подразделения

Колонисты (settlers) - это создатели инфраструктуры. Они создают ирригационные сооружения, рудники и строят дороги. Колонисты дороги и их работа занимает время. Но пока вы не заняты военными компаниями "вены на моих зубах", они необходимы. Чем большее процветание вы планируете, тем больше поселенцев вам необходимо для улучшения состояния земель вокруг города. Но этому есть предел. Эти подразделения потребляют ресурсы своего города каждый ход. Так что не стройте слишком много и слишком быстро, пока город еще не разросся.

Сухопутные войска

Их так много! Нет больше такого класса подразделений, которые бы так часто изменялись и совершенствовались как эти.

Дипломаты

Дипломаты - прекрасные подразделения. Они - ходячее дополнение к вашим богатствам. В этой игре, у каждого подразделения есть своя цена, и дипломаты - путь, как ее заплатить. Самое прекрасное, что города и подразделения в мирное время можно купить, не вызывая вражды между бывшим и настоящим хозяевами.

Также замечательно и то, что если вы купите какие-нибудь отряды вдали от всех своих городов, они не будут принадлежать ни одному городу, и ни один город не будет несчастен, если они будут далеко. Как демократ, вы все равно можете остаться популярным, даже имея большую "наемную" армию.

Корабли

Триремы - действительно слабые суда. Но так как они первенцы, и следующее поколение - парусники (sailing ship) - появятся еще нескоро, то они наиболее ценные корабли из тех, что вы можете построить. Фундаментальные характеристики вашей империи будут заложены именно в эпоху трирем, так что учитесь хорошо с ними управляться.
Воздушные подразделения

Ваш первый истребитель (fighter) будет сплошным весельем. Действительно, рыцари (knights) и мушкетеры (musketeers) ваших врагов выглядят против ваших самолетов, как пшеница против косы (правда, враги могут быть и более развиты). Самолеты могут атаковать много раз за ход, штурмовики (bombers) - только один. Истребители будут атаковать врагов вблизи ваших городов; бомбардировщики будут вести битвы вдали от них.


27-Июл-2004

 

Версия для печати Обсудить в форуме (1 комментарий)

Травиан :: Турниры и Игры :: Онлайн-книга "Альтерра" :: Наша "Цивилизация" :: Civilization 5 :: Civilization 4 :: Civilization 3 :: Civilization 2 :: Civilization 1 :: Galactic Civilizations 2 :: Total War Medieval 2 :: Total War Rome, BI, Alex. :: Другие "Цивилизации" :: Вне игры ::