Civilization 5
CIVru.com  


Первая книга серии уже в продаже
База. Начало - 1
Зеленый договор - 16
Зеленый договор - 1
Проблемы индейцев шерифа не волнуют - 7
CivRu рекомендует - Endless Space
Цивилизация 6 - Civilization VI - Civilization 6
Проблемы индейцев шерифа не волнуют
Цивилизация на Карте Земли
Коллективные игры в Цивилизацию
Скачать Civilization 5
"Замедление прогресса"
"Командный турнир 2х2 в Civilization VI Rise and fall"
"Великие племена (The Great tribes)"
"Поглядеть на фильму..."
"Страсти египетские"

 
 CIVru.com > Civilization 1 > Книга
Главная
Форум
Травиан
Турниры и Игры
Онлайн-книга "Альтерра"
Наша "Цивилизация"
Civilization 5
Civilization 4
Civilization 3
Civilization 2
Civilization 1
    Скачать Civilization 1
    Игры
    Файлы
    Таблицы
    Версии Civ1
    Тактика
    Книга
Galactic Civilizations 2
Total War Medieval 2
Total War Rome, BI, Alex.
Другие "Цивилизации"
Вне игры

Контакты

Цив-паспорт

 
 

Поиск

 
Текст

Весь сайт
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II: Мир. Карта мира

Мир, окружающий вашу цивилизацию, состоит из нескольких континентов, островов и океанов. Всякий раз, начиная игру, вы можете генерировать абсолютно новый мир или начать завоевывать доисторическую Землю. Все планеты с севера и юга ограничены непроходимыми полярными шапками, но они не ограничены с запада и востока. Если вы пересекаете восточную границу карты, то сразу же появляетесь на ее западной границе.

civ1map


Как уже упоминалось в главе о начальном меню игры, новые миры схожи с Землей по температуре, силе тяготения и влажности. Эти параметры можно поменять, если вы хотите поэкспериментировать.

Вы начинаете игру, не имея практически никаких знаний об окружающем мире. Блуждающее племя, которое является предком вашей цивилизации (на карте обозначается одним или несколькими отрядами поселенцев), исследовало только ту часть Земли, которую занимает или имеет в пределах прямой видимости. Остальная часть мира и другие цивилизации, прокладывающие свой путь, скрыты от вас горами, лесами и морями. По мере продвижения ваших отрядов, вы получаете от них обширную информацию о земной географии, о местонахождении важных ресурсов, других племенах и цивилизациях.

Мир поделен на небольшие части, называемые квадратами. Каждый квадрат имеет свой уникальный рельеф. Каждому типу рельефа соответствует его экономическая эффективность, способность влиять на передвижение отрядов и на ведение боевых действий.

Экономическую эффективность рельефа надо учитывать при выборе местоположения городов. Та его часть, что прилегает к городам, приносит городу пищу, ресурсы и торговлю. Некоторые типы рельефа более ценны, чем другие. На одном типе рельефа можно заняться ирригацией, на другом строить шахты, третий переделывать в тот тип, который вам необходим.

При основании нового города внимательно изучите тип рельефа вокруг него. Наилучшие места для города начинают немедленно приносить пищу, ресурсы и имеют потенциал для дальнейшего развития.
Краткое описание типов рельефа

Льды (Arctiс): Застывшие снеговые и ледовые шапки на северном и южном полюсах. Здесь невозможно получать пищу, ресурсы или вести торговлю.

Пустыня (Desert): Очень сухой регион, но его продуктивность можно довести до среднего уровня. Имеются некоторые ресурсы, для добычи которых необходимо рыть шахты; пищу можно получить, если заняться ирригацией; если же построить дороги - появится торговля.

Луга (Grassland): Эти открытые земли имеют очень большой слой плодородной почвы, что делает их отличным местом для производства пищи. Практически половина лугов также имеют некоторые ресурсы; здесь чрезвычайно выгодно закладывать города. Эти земли можно также превратить в леса для того, чтобы повысить количество ресурсов.

Холмы (Hills): Здесь достаточно легкий доступ к минералам, воде и есть некоторая возможность для занятия сельским хозяйством. Если вы заложите шахты, холмы станут очень хорошим источником минеральных ресурсов. Они могут стать также производителем воды, и их можно ирригировать в случае необходимости. Ирригация холмов необходима, если требуется провести воду в районы, отрезанные от водоснабжения.

Джунгли (Jungle): Эти области ливневых дождей и плотной растительности производят немного еды и практически никаких ресурсов. Однако, их можно сделать гораздо более прибыльными, если их переделать в луга или леса. По этой причине у них достаточно большой потенциал для будущего.

Горы (Mountains): Эта крайне пересеченная местность не может производить много ресурсов, но их количество можно увеличить с помощью шахт. У гор наилучший рельеф для обороны, но из-за своей низкой производительности, они плохо подходят для основания города. Ocean/Океан: Океаны производят немного пищи, но зато через них проходит существенная часть торговых путей. Только корабли и самолеты могут бороздить просторы океана. Океаны, окруженные со всех сторон землей, считаются озерами, но в то же время сохраняют свойства океана.

Равнины (Plains): Эти открытые области, в отличие от лугов, имеют менее качественную почву, но обладают большими древесными и минеральными ресурсами. Они достаточно плохие поставщики продовольствия, если их, конечно, не ирригировать. Благодаря присутствию ресурсов они становятся выгодным местом для расположения города. Их можно переделать в леса.

Реки (Rivers): Реки - отличное место для основания городов. У них очень богатые прибрежные почвы и есть естественные торговые пути. Реки почти также хороши, как и луга для производства пищи, и на них всегда возникает активная торговля. Прибрежные почвы можно ирригировать для поднятия их продуктивности. Не случайно первобытные племена расселялись вдоль рек.

Болота (Swamp): Затопленные участки суши; производят очень мало продовольствия; они, как и джунгли, могут быть превращены в луга или леса.

Тундра (Tundra): Обширные участки вечной мерзлоты; производят крайне мало пищи за счет животноводства. Тут невозможно сельское хозяйство и нет смысла проводить ирригацию. Эти области невозможно превратить в другие и тут лучше города не закладывать,

Леса (Forest): Эти области представляют собой удачное сочетание производства пищи и ресурсов. Если в этих местах требуется больше продовольствия, то их можно превратить в равнины.

Океан (Ocean): Здесь мало пищи, зато идет бойкая торговля.

Во многих местах можно обнаружить специфические типы ресурсов, которые заметно увеличивают экономическую отдачу этих мест. Их местоположение выделяется особыми символами, которые проявляются по мере того, как вы исследуете карту. Далее следует их краткое описание.

Уголь (холмы): Значок угля показывает, что в этом месте есть богатые месторождения угля или металлов. Эти области производят много ресурсов в случае их разработки.

Рыба (Океан): Значок рыбы показывает, что в этом месте подводные течения создали благоприятные условия для рыбной ловли, а значит - и для эффективного производства пищи.

Алмаз (Джунгли): Алмаз указывает на присутствие драгоценных камней, специй, соли или других важных товаров. Это отличные товары для обмена, следовательно, они стимулируют торговлю.

Золото (Горы): Знак "Золото" показывает наличие в этих местах золота или серебра. Наличие этих драгоценных металлов вызывает огромный всплеск в торговле.

Лошадь (Равнины): Наличие лошадей указывает на возможность увеличения ресурсов за счет использования труда домашних животных (лошадей или быков). На протяжении долгих веков животные были важным источником рабочей силы.

Оазис (Пустыня): Оазис - это очень хрупкий островок в пустыне, где можно получить воду для орошения и природные ресурсы. В общем, эта область производит приличное количество ресурсов.

Нефть (Болото): Нефть показывает наличие в этом месте минеральных и органических ресурсов.

Примечание: Если вы меняете тип рельефа на какой-нибудь другой, то оригинальный тип специфического ресурса исчезает. В редких случаях, в новом типе рельефа может возникнуть новый вид ресурса.

При исследовании мира вы можете столкнуться с малыми племенами. Это племена еще не поднялись до уровня настоящей цивилизации. Если вы входите в деревеньку немногочисленного племени, может произойти ряд неожиданных событий. Можно найти дорогостоящие минералы; племя может стать дополнительным отрядом вашей армии; вы можете обнаружить свиток с открытиями древних, который продвинет вперед вашу цивилизацию; племя может присоединиться к вашей цивилизации и, под вашим облагораживающим влиянием, построить новый город в вашей империи; они могут оказаться крайне опасными варварами.
Полоса меню
Карта мира
Окно дворца
Cтрока состояния
Окно
информации
об отряде
Окно карты
Экран карты

Этот экран чаще всего используется в игре. Отсюда вы контролируете передвижения и военные действия своих войск, следите за передвижением войск и развитием цивилизаций соперников, оцениваете рекомендации своих советников. На этом экране вы можете просмотреть карту любого уголка мира. Этот экран содержит шесть элементов: окно карты, окно карты мира, полоска меню, окно дворца, строка статуса и окно идентификации отрядов.
Окно карты

Большое окно карты детально демонстрирует фрагменты карты мира. Здесь вы можете исследовать рельеф окрестностей, передвигать отряды, искать места для новых городов и строить милитаристские планы. В самом начале игры почти весь мир скрыт от вашего взора. По мере того, как ваши отряды передвигаются и исследуют земли, карта заполняется новыми данными. Очень важно освоить как можно большие пространства, чтобы найти подходящие места для расширения своих владений, поглотить все малые близлежащие племена, обнаружить враждебные цивилизации и определить возможные направления нападения противников.

Существует несколько методов, позволяющих быстро прокручивать карту и просматривать различные уголки мира. Они описаны ниже.

Прокручивание карты: Вы можете быстро прокручивать карту в окне, тем самым, перемещая ее окно по карте мира. (Если вы нажимаете клавишу мыши или клавиатуры на каком-либо месте карты, то карта отцентруется именно в этом месте).

Отцентровать карту на отряде: Вы можете отцентровать карту на отряде, который ждет ваших указаний. Если отряд находится за пределами экрана, то карта плавно переместится так, чтобы отряд оказался в центре экрана. (Нажмите клавишу "С").

Поиск города: Вы можете отцентровать карту на любом городе мира. В меню "Игра" ("Game") выберите функцию "Найти город" ("Find City"). Введите с клавиатуры название города и нажмите "Enter". Если ваши войска до этого не обнаружили город, то процедура поиска работать не будет.
Карта мира

В верхнем левом углу дисплея располагается окно карты мира. Оно отцентровано на том районе карты, который показан в основном окне карты. В окне карты мира есть белый прямоугольник, показывающий расположение окна подробной карты; если его переместить, то нужный район появится в окне основной карты.

На заре вашей цивилизации это окно вам вряд ли пригодится, так как оно отцентрировано на вашем местоположении, а остальная часть мира скрыта от вашего взора. Может оказаться, что вы живете около полярной шапки и даже не догадываетесь об этом. Впоследствии, когда вы откроете для себя большую часть карты, то сможете определить свое примерное местонахождение и местоположение ваших противников.

Полоса меню

Наверху экрана находится полоска меню. Отсюда можно отдавать приказы своим войскам и слушать разумные комментарии своих советников. Вам предлагается меню из пяти пунктов: "Игра" ("Game"), "Команды" ("Orders"), "Советники" ("Advisors"), "Мир" ("World") и "Цивилопедия" ("Civilopedia").

В меню "Команды" ("Orders") есть специальные команды, которые можно отдавать войскам помимо обычных команд передвижения. Смотрите главу "Дополнительные команды".

В меню "Советники" ("Advisors") и "Мир" ("World") содержатся некоторые сообщения, которые дают вам советники. Смотрите главу "Советники / Данные о мире".

Меню "Цивилопедия" ("Civilopedia") предоставляет вам доступ к энциклопедии Civilization. Вы можете ей воспользоваться по любому вопросу. Смотрите главу "Цивилопедия".

Меню "Игра" ("Game") выполняет много различных функций.

Революция (REVOLUTION): Чтобы поменять форму правления в своей стране, вам необходима революция. На некоторое время страна погружается в анархию, а вы можете подобрать нужный тип правления. Для того, чтобы выбрать себе форму правления, отличную от Деспотизма, вам необходимо получить соответствующие знания. Подробнее смотрите главу "Формы правления".

Уровень налогов: Торговля, которая идет в городах, приносит вам прибыль в виде предметов роскоши, поступлений от налогов и новых идей. В этом меню вы можете поменять процентное распределение прибыли. Смотрите главу "Торговые пути".

Уровень роскоши: Вы можете поменять процент торговли, который будет тратиться на роскошь. Смотрите главу "Торговые пути".

Поиск городов: Если вы введете название города, то на нем отцентруется карта.

Опции: В этом подменю вы можете поменять некоторые установки игры. Возможные установки: Постоянная подсказка, Автозапись, Конец хода и Анимация. Если рядом с опцией стоит отметка, это означает, что опция включена. Чтобы убрать опцию, нажмите на ней клавишу.

Дать совет (Instant advice): Предлагает помощь начинающим игрокам.

АвтоСохранение (Auto Save): Сохраняет вашу игру через каждые 50 ходов. Если включена опция "Конец Хода", то после перемещения всех ваших войск появится уведомительное сообщение (Если у вас нет никаких действующих отрядов, то сообщение будет возникать в любом случае). Вы можете выбрать включение или выключение анимации.

Сохраниться (Save game): С помощью этой опции вы можете в любой момент записать свою игру.

На пенсию (Retire): Завершает историю цивилизации, которой вы управляете, подводя окончательный итог. Примечание: Если вы не записали свою игру, вы уже не сможете ее продолжить в дальнейшем.

Выход в DOS (Quit To DOS): Заканчивает историю вашей цивилизации. Вы не получаете никаких очков и не сможете продолжить игру, если не записали ее.
Окно дворца

В этом окне вы можете созерцать миниатюрную копию своего дворца. Его размеры и красота свидетельствуют об отношении к вам жителей вашей страны. Если, ваша цивилизация процветает, то люди оценивают ваше мудрое правление, постепенно достраивая или перестраивая ваш дворец. Учтите, что ваш дворец во всей его красе (или убогости) будет представлен на обозрение всему миру, и правители других стран будут во многом судить о вас по вашему дворцу. Смотрите главу "Дворец".

Строка состояния

В строке статуса вашему вниманию предлагается текущая дата и некоторая информация, касающаяся положения вашей цивилизации.
Население
Дата
Казна

Исследования
Окружающая среда
Расход торговли

Дата (показана в виде года с прибавкой ВС (до новой эры) или AD (новой эры)): Обычно игра начинается за 4000 лет до нашей эры. Каждый ход показывает, сколько лет прошло с момента прошлого хода (Это зависит от текущего года).

Казна (число с кольцом): Количество денег в вашей казне.

Население (число с фигурой человека): Численность населения вашей цивилизации.

Расход торговли (три числа, разделенные точками): Показывают как расходуются ваши торговые прибыли. Первая цифра указывает расходы на предметы роскоши. Вторая - налоговые поступления в вашу казну. Третья - как вы финансируете своих ученых, разрабатывающих новые технологии.

Роскошью в игре считаются такие блага как театры, музыка, искусства, спорт - то есть, все, что люди любят делать в свободное время.

Деньги от налогов поступают в вашу казну, и используются для содержания зданий в городах. Если налоговые поступления превысят необходимую сумму, требующуюся на содержание строений, они аккумулируются в казне, и их можно использовать позднее. Налоги, особенно большие, обычно, портят настроение людей.

Чем больше средств вы выделяете своим ученым, тем быстрее они разрабатывают новые технологии.

С помощью команд меню "Игра" ("Game") вы можете поменять установки по налоговой ставке - "Налоги" ("Tax Rate") и количеству драгоценностей - "Роскошь" ("Luxuries Rate"). Процент отчислений на науку устанавливается автоматически.

Исследования: Индикатор вашей научной деятельности в строке статуса показывает, насколько вы близки к открытию новой технологии. Чем ближе вы к открытию, тем больше заполняется индикатор. Если он заполнен, это означает, что вы сделали открытие. Если открытие сделано, и вы поручили своим ученым новую работу, индикатор выключается. Смотрите главу "Научные советники".

Окружающая среда: Индикатор окружающей среды изображен в виде круга, и его цвет указывает вероятность глобального потепления. При отсутствии риска индикатор не высвечивается. В первой стадии загрязнения окружающей среды, круг окрашен в темно красный цвет. Если загрязнение продолжается, круг постепенно меняет свой цвет на светло-красный, желтый и белый. Если вы не сможете вовремя очистить загрязнение, то в тот момент, когда оно максимально, планета переживет глобальное потепление и индикатор поменяется на более холодный цвет, демонстрируя этим новое равновесие.

Загрязнение и экологические проблемы могут быть также вызваны взрывами ядерных реакторов и ядерных бомб. Смотрите главу "Забота о состоянии планеты".

Окно информации об отряде

Нижеизложенная информация касается отряда, который ждет ваших указаний (Его иконка мигает на экране). Если отряд находится где-то за пределами экрана, то нажмите клавишу "С" (Center), чтобы отцентровать на нем карту.

Вы получите следующую информацию об отряде:
Национальность
Тип отряда
Статус ветерана
Оставшиеся ходы
Родной город
Тип местности в квадрате
Дороги в квадрате
Мелиорация / шахты в квадрате

Прочие отряды в квадрате

Национальность: Название вашей или другой цивилизации, которой принадлежит отряд.

Тип отряда: Тип отряда и является ли он ветераном или нет.

Передвижение: Количество очков передвижения, оставшиеся у отряда. Если у отряда еще остались очки, а вы не хотите его больше передвигать, нажмите "Пробел". Заметьте, что у отряда, который передвигался по дорогам, очки перемещения изображаются в виде третей, поскольку дороги снижают затраты на перемещения в три раза. То есть, если у отряда было 1 очко и он сделал один шаг по дороге, то у него будет 0.2 очка. Соответственно, у отряда, который передвигается по железной дороге, очки убавляются на треть с вероятностью в 10%.

Родной город: Название города, который снабжает отряд и, обычно, который его создал. Вы можете переназначить отряд к другому городу, переместив отряд на город и нажав клавишу "Н". Это может потребоваться, если в городе перебиты все отряды охранения и ему угрожает опасность захвата.

Рельеф: Тип рельефа, на котором располагается отряд. Тип рельефа не указывается, если отряд стоит в городе.

Другие отряды: Внизу этого окна указываются отряды, которые занимают этот же квадрат. Если отряд укрепился на позиции, то он будет показан в черной рамке. Если отряд находится на страже, то он будет слегка забелен.

Колонисты, солдаты и посланники

Как верховный правитель своей цивилизации вы сами назначаете, какие отряды вы хотели бы строить, где их размещать и когда вести военные действия. Кроме того, вы контролируете отряды поселенцев, дипломатов и караваны.

Большую часть времени вам придется тратить на перемещение и расположение своих армий. Во-первых, вам понадобится сильная армия для того, чтобы защищать свои города от противников и варваров. Во-вторых, они являются глазами вашей цивилизации, исследуя окружающий вас мир по мере передвижения. Кроме того, они помогут вам победить ваших противников и завоевать их города.

Армия может состоять из наземных частей (легионы, пушки, танки, и т.п.), морских (триремы, броненосцы, крейсеры) или воздушных (истребители и бомбардировщики). Кроме того, существуют четыре особых отряда: Колонисты, дипломаты, караваны и атомное оружие. Информацию о всех описываемых частях можно получить в Цивилопе-дии в разделе военных отрядов.

После основания своего первого города, вы получаете возможность строить один из двух видов отрядов: Колонисты и милиция. По мере того, как ваша цивилизация развивается, вы будете получать возможность создавать другие отряды. Все отряды, которые построены, появляются в городе, и вы можете передвигать их из этой точки.

Все военные отряды и Колонисты имеют фактор атаки (Attack factor), фактор защиты (Defence factor) и фактор перемещения (Movement factor). Факторы атаки и защиты показывают примерные возможности отряда в атаке и обороне. Фактор перемещения показывает, как далеко ваш отряд может передвинуться за ход. Кроме военных действий и перемещений отряду можно отдавать специальные приказания.

Перемещение

Во время каждого хода, вы можете отдавать приказы своим отрядам, по одному за раз. Отряд, который ждет ваших приказаний, будет мерцать на экране. Есть несколько вариантов таких приказов: передвигать отряд по карте до тех пор, пока у него не кончатся очки перемещения (фактор перемещения); пропустить отряд, если вы хотите отдать ему приказания позднее или, вообще, не давать ему приказаний.

Кроме того, большинству отрядов вы можете поручить окопаться или остаться на страже. Отряды, находящиеся на страже или окопавшиеся, более не воспринимают ваших команд. Чтобы отдать им приказания, вам придется активизировать их особо

Передвижение отрядов: Отряды можно передвигать, пока у них не кончатся очки перемещения. Количество очков, которое требуется для перемещения, зависит от типа рельефа. Дороги и железнодорожные пути заметно ускоряют передвижения отрядов. Если у отряда не хватает очков перемещения, чтобы сделать ход, то его передвижение на этом ходу заканчивается. После чего, карта центруется на следующем отряде.

Отряды можно передвигать с помощью клавиш 1-9, кроме 5, в любом направлении. Например, если вы нажмете цифру 2, то отряд переместится на клетку в сторону нижней части экрана.

Пропуск отрядов: Чтобы временно пропустить отряд, нажмите клавишу "W". Ход вернется к этому отряду, когда все остальные выполнят свои действия.

Нет приказаний: Нажмите "Пробел", и карта переместится на следующий отряд.

Активизация отрядов: Окопавшиеся отряды или отряды, находящиеся на страже, необходимо активизировать, чтобы отдать им другие приказания. (Можно навести на такой отряд курсор мыши и нажать клавишу).

Если отряд находится на страже или окопался в городе, то их можно активизировать из окна города. Отряды на страже активизируются, если к ним близко подходят отряды неприятеля.

Ограничения на перемещения: Наземные отряды обычно передвигаются по земле. Они же могут передвигаться и по морским квадратам, но только с помощью морского транспорта. Корабли не могут заходить на клетки суши, кроме того случая, когда город стоит на берегу моря. Воздушные части могут передвигаться над любым участком моря или суши, но они должны возвращаться на базу в городе или на авианосец для дозаправки.

Наземные части не могут перемещаться из одного квадрата, граничащего с неприятельским отрядом или городом, в другой такой же квадрат, если он недружественный:
Город противника
Ход невозможен
Ваш отряд

Отряд противника
Ваш город
Ход возможен

Ходы на сивол "Х" можно делать, если в этом квадрате находится другой ваш отряд. Запреты на перемещение не относятся к кораблям, самолетам, дипломатам и караванам.

Морской транспорт: Наземные части можно перевозить по морю с помощью трирем, кораблей, фрегатов или транспортов.

На судно можно погрузиться, передвинув отряд с клетки, граничащей с судном. Если отряд находится на страже в городе, в который заходит корабль, то он автоматически грузится на судно. Отряды, попавшие на корабль, находятся в состоянии дежурства или на страже.

Отряды могут выгружаться, когда корабль подходит к суше. Их нужно при этом активизировать и передвинуть на берег. Активизирование отрядов можно сделать с помощью мыши или нажав клавишу "U".

Боевые действия

Боевые действия начинаются, когда отряд одной из цивилизаций пытается вступить в квадрат, занятый отрядом другой цивилизации. Если это произошло, то вам сразу же покажут исход сражения - проигравший отряд исчезнет. Если защищается более чем один отряд, то защищаться будет тот, у которого наибольшая сила в обороне (Если он будет разбит, то будут разбиты и все остальные отряды). Если у выигравшего отряда еще остались очки перемещения, он сможет перемещаться или напасть на другой отряд.

Важными факторами в бою являются: факторы атаки и защиты; наличие у войск статуса ветерана; тип рельефа, на котором находится защищающийся отряд; наличие каких-либо укреплений. После того, как все эти факторы учтены, исход сражения рассчитывается с помощью простых вычислений.

Например, если колесница (фактор атаки 4) атакует фалангу (фактор защиты 2), то колесница имеет 66% вероятность победить (4 из 6 суммарных очков), а фаланга, соответственно, 33% (2 из 6). Если оба отряда были ветеранами, то соотношение очков будет 6 к 3. Если оба отряда были ветеранами и фаланга находилась за крепостными стенами (увеличивают защиту в 3 раза), то соотношение - 6 к 9.

Обстрелы суши, нападение на города, атомная бомбардировка и переманивание отрядов на свою сторону являются специальными типами атак.

Сила атаки: Основная сила нападения любой армии. Эта сила учитывается до тех пор, пока у армии есть хоть одно очко перемещения. Если армия с меньшим числом очков перемещения собирается атаковать, она сможет это сделать, но будет оштрафована. Если у армии большое количество очков перемещения, то она может атаковать несколько раз с полной силой.

Сила защиты: Основная сила обороны любой армии.

Статус ветерана: Если армия имеет статус ветерана, то ее очки нападения и защиты увеличиваются на 50%. Отряд может получить статус ветерана, если он был организован в городе, который имеет казармы или выиграл битву,

Рельеф: Многие типы рельефа оказывают заметное влияние на исход битвы, увеличивая силу защиты отряда. Можно посмотреть в Цивилопедии раздел "Типы рельефа" (Terrain types).

Фортифицировавшиеся армии: Наземные отряды могут окопаться, увеличив тем самым свои оборонные очки на 50%. Армия может окопаться, если у нее есть несколько очков перемещения. Для этого нажмите клавишу "F".

Сооружения: Если армия находится в крепости, то ее очки обороны увеличиваются в два раза после того, как будут учтены все остальные улучшения. Если армия находится за городскими стенами, то ее очки увеличиваются в три раза. Население города, защищенного городскими стенами, не будет страдать при нападении противника.

Нападение на город: Если противник уничтожил отряд в городе, то остальные отряды в нем не пострадают. Однако, население города уменьшится на одно очко, если город не защищен стенами. Население не страдает при морских или воздушных атаках, но ядерное оружие нанесет ему заметный урон.

Обстрел суши: Морские соединения могут атаковать отряды, находящиеся на берегу, включая отряды в городах, но не могут входить в чужие города.

Ядерная атака: Взрыв ядерной ракеты происходит тогда, когда отряд с ядерным оружием пытается войти в квадрат, занятый войском или городом противника. В этом случае, разрушаются все отряды в данном и соседних квадратах (даже в городе). Кроме того, город теряет половину своего населения. Ядерную атаку можно предотвратить, только если в городе есть система SDI защиты.

Дополнительные команды

Отрядам можно отдавать ряд специальных команд (клавишами или выбирая пункты меню "Команды" ("Orders")). Отряды поселенцев и дипломатов имеют свои индивидуальные команды, которые будут рассмотрены ниже.

Идти (Goto): Отряд будет идти ход за ходом в назначенную ему точку, пока не придет. Нажмите клавишу "G", а затем укажите необходимое место с помощью мыши и нажмите левую клавишу.

Прописать (Home city): Приказывает отряду поменять город, который его снабжает продовольствием и т.п. Передвиньте отряд в нужный город и нажмите "Н". Воздушные отряды в полете могут быть отправлены к ближайшему городу или авианосцу с помощью этой клавиши. Если у воздушного отряда нет достаточно очков, чтобы долететь, то он потерпит аварию.

Страж (Sentry): Отряд на страже изображается в забеленном виде и ход больше к нему не переходит, если его не активизировать. Такой отряд автоматически грузится на корабль, покидающий город. Чтобы поставить отряд на стражу, нажмите клавишу "S".

Распустить (Disband Unit): Эта команда расформировывает отряд, убирает его с карты и из списка отрядов в родном для него городе. Для этого нажмите клавиши Shift+"D".

Разбой (Pillage): Эта команда разрушает любые технические усовершенствования (ирригацию или шахты) в том квадрате, который отряд занимает. Простые дороги и железные дороги могут быть разрушены только колонистами. Для разрушения нажмите клавиши Shift+"P".

Колонисты

Колонисты - это группы ваших самых отважных граждан. Как независимые пионеры они выполняют две важнейшие функции: основывают новые города и работают в качестве инженеров.

Новые города: Для того, чтобы основать новый город, передвиньте отряд поселенцев в нужное место и подайте команду "Основать город" ("Found New City") (нажмите клавишу "В"). В этом случае отряд исчезнет, так как люди из отряда станут городским населением. Однако, в будущем, город сможет организовать новые отряды поселенцев, с помощью которых можно будет основать новые города.

С помощью команды "Основать город" ("Found New City") можно также увеличивать население существующих городов. Приведите отряд поселенцев в город и выполните эту команду. Тогда отряд останется в городе, и за счет этого население города увеличится. Это может быть полезно, когда город ограничен в своих возможностях развития, тогда его можно будет заставить производить поселенцев, и переселять их в другие города. Однако, отряд поселенцев нельзя добавить к населению города, если оно уже составляет десять или больше единиц.

Инженеры: Колонисты могут сделать ряд полезнейших усовершенствований для вашей цивилизации. Поместите поселенцев в соответствующий квадрат и нажмите нужную клавишу (смотри ниже). Заметьте, что ваша цивилизация должна достигнуть определенных технологий, чтобы выполнить некоторые усовершенствования.

Ирригация (Build Irrigation -" I"): Ирригация сельскохозяйственных угодий (Равнины, Луга, Пустыни, Холмы и Реки), очистка земель для сельского хозяйства (Леса, Джунгли и Болота).

Строить Форт (Build Fortress - "F"): Построить форт (Любой тип рельефа, при этом необходимо иметь знания о строительстве).

Шахты (Build mines - "М"): Проложить шахты (Горы, Холмы и Пустыни), посадки лесов (Равнины, Луга, Болота и Джунгли).

Убрать загрязнение (Pillage - "Р"): Очистить любой загрязненный квадрат от загрязнения.

Дорога (Build Road - "R") Построить дорогу (Любой квадрат, кроме океана), Построить железную дорогу (Любой квадрат, на котором есть дорога)
Дипломаты

Дипломаты могут быть очень полезны для вашей цивилизации. Они могут работать как послы, секретные агенты, торговые посланники и диверсанты. Они могут открывать торговые пути к другим цивилизациям и основывать посольства, чтобы собирать информацию о ваших противниках. Также они могут заниматься шпионажем, выкрадывать информацию, тем самым наносить вред вашим противникам. Еще можно переманивать армии противника на свою сторону. Дипломатов можно будет создавать только тогда, когда ваша цивилизация узнает письменность.

Будьте осторожны: Вражеские дипломаты могут также быть использованы против вашей цивилизации.

Передвижение дипломата: Дипломаты могут проходить через вражеские армии не останавливаясь. Однако, когда неприятельский отряд входит в квадрат, занятый дипломатом, дипломат будет почти наверняка уничтожен. Они могут переплывать моря на кораблях, как и другие отряды.

Дипломаты и караваны - единственные отряды, которые могут проникнуть в защищенный неприятельский город. Когда дипломат входит в город, появляется меню:

Исследовать город (Spy on city): Перед вами откроется экран города. Вы можете изучить какие армии его защищают и какие улучшения в нем произведены. Но, при этом, ваш дипломат выдаст себя и будет потерян.

Создать посольство (Establish Embassy): Дипломат основывает посольство и постоянно сообщает о типе правительства, количестве денег в казне, о названии столицы, о договорах с соседями, о состоянии войны и технологических достижениях. Списки наиболее выдающихся государств, составляемые историками, включают только те государства, в которых вы основали посольства. Достаточно одного посольства на всю цивилизацию.

Украсть технологию (Steal Technology): Ваш дипломат выкрадывает какую-либо интересную технологию из другого города. Это можно сделать только один раз в отдельном городе, и ваш дипломат исчезнет (его маскировка пропадет). Если вы уже успели что-то выкрасть из данного города или там нет ничего для вас нового, то дипломат теряет ход.

Индустриальный саботаж (Industrial Sabotage): Дипломат уничтожает либо то, что строится в данный момент, либо одно из существующих сооружений города. Вы не можете контролировать, что он уничтожит, и он исчезнет из-за рассекречивания. Уничтожение сооружения может существенно подорвать положение неприятельского города: привести к взрыву недовольства у населения (храм, собор), ослабить его защиту (городские стены) или снизить производство (фабрика). Дипломаты никогда не разрушают чудеса света.

Устроить революцию (Incite a Revolt): Ваш дипломат контактирует с диссидентами в городе, за хорошую плату в городе происходит революция и он присоединяется к вашей цивилизации. Стоимость революции зависит от населения города и богатства цивилизации. Разумеется, в городе, в котором происходят стихийные беспорядки, дешевле устроить революцию. Ваш дипломат погибает в ходе успешной революции, но если вы отказались ее производить или у вас не хватило денег, то он выживет и окажется за пределами города.

Переговоры (Meet with King): Ваш дипломат начинает переговоры с властителем другого государства, что ведет к договорам, обмену технологиями и т.п. Дипломат остается в живых.

Переманивание вражеских армий: Вы можете переманить вражескую армию на свою сторону (за деньги, конечно), если поставите дипломата на то место, где стоит отряд неприятеля. Появится меню, где будет показано, сколько армия просит денег за предательство. Если вы согласны, то деньги вычитаются из вашей казны, армия переходит на вашу сторону, и дипломат выживает. Если в квадрате находится более, чем один отряд, то переманивание невозможно. Для вашего нового отряда родным станет тот город, который ближе к нему находится.

Караваны

Караваны - потоки товаров и ресурсов. Они обозначают, в зависимости от времени, верблюжьи караваны, караваны повозок, караваны грузовиков и грузовых контейнеров. Их можно использовать для того, чтобы основывать торговые пути или подвозить ресурсы к местам строительства чудес света. Их можно строить, если у вас есть технология торговли.

Торговые пути: Караван, который входит в город своей или чужой цивилизации, находящийся более чем за десять квадратов от родного, может основать новый торговый путь. Результатом этого станет увеличение прибыли от торговли. Это означает больше драгоценностей, доходов от налогов и инвестиций в науку родного города.

Каждый город может иметь до трех торговых путей. Если у него их больше, чем три, то работать будут три лучших из них.

Количество прибыли от торговли частично зависит от размеров городов. От торговли с большими городами будут большие прибыли. Лучше всего торговать с городом соседней цивилизации. Потом идут города своей цивилизации. Чем дальше друг от друга находятся два города, тем прибыльнее торговля. Прибыль также будет больше, если города находятся на разных континентах.

Караваны могут войти в любой город, который они могут достичь. В военное время доставка грузов может быть затруднительной. Караваны можно транспортировать на кораблях, как и другие отряды, но их нельзя высаживать прямо в городе.

Строительство чудес света: Караван можно использовать для помощи в строительстве чудес света. Достаточно привести караван в город, где оно строится. Появится меню, предлагающее помочь в строительстве. Если вы согласны помочь, то ресурсы, затраченные на строительство каравана, тратятся на строительство чуда, ускоряя процесс.

Военные отряды

Далее следует список военных отрядов, которые ваша цивилизация может построить. За названием отряда следуют три цифры, которые показывают его очки атаки, обороны и передвижения. В скобках указаны те достижения, которые должны быть у вашей цивилизации, чтобы его построить. Далее стоит количество ресурсов, требуемых для строительства.

Авианосец (Carrier) 1-12-5 (улучшенный полет) 160: Авианосец может служить базой для бомбардировщиков, истребителей и ядерных бомб. Они могут нести до 8 воздушных единиц на борту и имеют видимость в два квадрата.

Артиллерия (Artillery) 12-2-2 (роботы) 60: Группа тяжелых самодвижущихся орудий. Очки обороны не утраиваются у защищающихся, если они находятся за городскими стенами, так как снаряды орудия перелетают стены.

Атомная бомба (Nuclear) 99-0-16 (ракетостроение и ядерные реакции) 160: Ракета с ядерной боеголовкой. Построить такую ракету можно только после того, как где-нибудь в мире будет осуществлен Проект Курчатова (в оригинале - Манхэттенский проект). Их можно передвигать только между городами и авианосцами. Если ракета заканчивает свой ход не в городе или авианосце, то она будет потеряна. Она взрывается, когда попадает на неприятельский отряд или город. Ядерный взрыв уничтожает все отряды в квадрате и прилегающих к нему областях, вне зависимости от того, чьи это отряды. Взрыв также может нанести заметный ущерб населению и привести к загрязнениям.

БМП (Mech. Inf.) 6-6-3 (профсоюзы) 50: Отряд современной пехоты на боевых машинах. Это лучший отряд для защиты во всей игре. Может защищать как города, так и другие важные пункты. Имеет отличный фактор атаки и скорость.

Истребитель (Fighter) 4-2-10 (полет) 60: Эскадрилья истребителей. Их можно использовать в разведке и для атаки вражеских бомбардировщиков. Их необходимо возвращать на базу к концу их хода.

Кавалерия (Cavalry) 2-1-2 (верховая езда) 20: Группа всадников. Полезна в разведке из-за большой скорости.

Катапульта (Catapult) 6-1-1 (математика) 40: Группа осадных орудий, способных бросать тяжелые камни и другие предметы с огромной силой. Катапульты полезны в нападении или защите городов, но они уязвимы, когда остаются одни на поле боя.

Колесница (Chariot) 4-1-2 (колесо) 40: Группа лег ких повозок, обычно на двух колесах, на которой сидит возница и воин. Колесницы очень сильны в атаке, но крайне слабы в обороне. Их также можно использовать в разведке из-за скорости.

Крейсер (Cruiser) 6-6-6 (двигатель внутреннего сгорания) 80: Очень быстрый и достаточно сильно вооруженный корабль. Крейсера имеют видимость в два квадрата и могут вести обстрел суши. Они не могут перевозить войска.

Легион (Legion) 3-1-1 (обработка железа) 20: Хорошо натренированная пехота, имеющая щиты, короткие мечи и метательные копья. Легионы - хорошие отряды для обороны, которые относительно недорого стоят.

Линкор (Battleship) 18-12-4 (сталь) 160: Тяжело вооруженный и бронированный корабль. Он имеет видимость в два морских квадрата и может вести обстрел суши, но не может перевозить войска.

Милиция (Militia) 1-1-1 (-) 10: Группа поселенцев с простейшим оружием. Это единственный военный отряд, который вы можете построить в самом начале игры.

Мушкетеры (Musketeers) 2-3-1 (порох) 30: Инфантерия, вооруженная мушкетами. Из-за их высокого фактора зашиты, они стоят того, чтобы ими заменять фаланги в позициях обороны.

Пароход (Ironclad) 4-4-4 (паровой двигатель) 60: Быстрый, оснащенный паровым двигателем и стальной броней корабль. Они хорошо атакуют другие корабли и неплохо обстреливают сушу. Они не могут перевозить войска.

Парусник (Sail) 1-0-3 (картография) 40: Небольшой корабль, движущийся за счет весел. Они теряются в море примерно в половине случаев, если не причаливают к берегу в конце своего хода. Обычно, это первый корабль, который вы можете произвести. Поэтому, их удобно использовать для перевозки дипломатов, караванов и войск к близлежащим континентам.

Подводная лодка (Submarine) 8-2-3 (массовое производство) 50: Боевой корабль, поражающий надводные корабли противника с помощью торпед. Они имеют видимость в два квадрата, а противник их может заметить лишь в непосредственной близости. Они не могут перевозить войска или обстреливать сушу.

Пушка (Cannon) 8-1-1 (металлургия) 40: Группа пушек, перевозимых на обычных лафетах. Чрезвычайно эффективны для наступательных действий. Их появление обычно начинает новую эру наступательных войн, особенно, если их сопровождают солдаты для обороны.

Рыцари (Knights) 4-2-2 (рыцарство) 40: Группа бронированных всадников на больших и сильных лошадях. Они обычно являются оптимальной комбинацией силы в атаке, защите и скорости передвижения.

Стрелки (Riflemen) 3-5-1 (воинская повинность) 30: Пехота, вооруженная ружьями. Является отличным защитником городов и прочих мест, эффективно замещает фаланги и мушкетеров.

Танк (Armor) 10-5-3 (автомобиль) 80: Группа танков или другой бронетанковой техники. Благодаря своей высокой скорости и огневой мощи, танки становятся лучшей техникой для наземных сражений.

Транспорт (Transport) 0-3-4 (индустриализация) 50: Большой современный транспортный корабль. Они могут перевозить до восьми отрядов и чрезвычайно полезны при подготовке вторжения.

Трирема (Trireme) 1-1-3 (навигация) 40: Небольшой корабль, оснащенный парусами и легко вооруженный. Они могут перевозить до трех отрядов и не обязаны оставаться вблизи берегов.

Фаланга (Phalanx) 1-2-1 (обработка бронзы) 20: Тяжелая пехота, вооруженная длинными пиками и очень сильная в защите. Фаланги очень эффективны в защите городов и прочих важных объектов на ранних стадиях развития. Никакой другой отряд не сравнится с нею по соотношению стоимости к эффективности до появления мушкетеров.

Фрегат (Frigate) 2-2-3 (магнетизм) 40: Быстрый корабль, на котором имеется достаточное количество орудий. Могут перевозить до четырех отрядов.

Штурмовик (Bomber) 12-1-8(16) (улучшенный самолет) 120: Группа самолетов с большим радиусом действия, специально предназначенных для перевозки и сбрасывания бомб. Они могут оставаться в воздухе один ход, но на следующий обязательно должны возвращаться на базу (город или авианосец). Они имеют видимость в два квадрата над любым рельефом. Атаковать их могут только истребители, а другие отряды не могут вставать на одну клетку с ними, так что их можно использовать для того, чтобы мешать перемещениям неприятеля.

Варвары

Варвары - это небольшие группы захватчиков, не принадлежащих ни к одной цивилизации. Вы можете встретиться с ними, когда начнете расширять свою империю. Они могут нападать с моря или незаселенных областей суши. Они могут попытаться захватить или разрушить ваши города, шахты и поля.

Из-за того, что варвары могут появиться в любой точке берега или незаселенной части суши, вам придется защищать свои города. Может также понадобится отделить ваши города от незаселенной части суши, чтобы иметь возможность перехватить варваров до того, как они принесут какой-нибудь вред.

Большинство племен варваров имеет своего вождя, который выглядит как дипломат. Если вы его поймаете, то за него можно получить выкуп.

Морские разбойники: Варвары, которые нападают с моря, стремятся основать собственное поселение или захватить чужое. Они не станут разрушать поля или шахты, поскольку в их интересы входит не грабеж, а основание поселения. Если они смогут захватить город, то они станут создавать новые отряды, для штурма других городов. Их можно атаковать на земле или попытаться перехватить в море.

Сухопутные варвары: Они заинтересованы только в грабеже, долговременные поселения их не интересуют. Из-за этого они уничтожают ирригационные сооружения и шахты. Если они захватят ваш город, то сильно его разрушат. Старайтесь их уничтожать как можно дальше от своих городов.

Сухопутные варвары возникают за пределами города, а по мере времени, они станут появляться на все большем и большем расстоянии от него. Таким образом, если у вас будут города по всей площади материка, то вы сможете от них уберечься, так как территория постепенно заселяется и застраивается вашими городами.

Получение выкупа за вождя варваров: Если вождь варваров находится в квадрате в одиночестве, и вы его атаковали, то за него сразу выплачивают выкуп в 100 монет. Деньги идут в вашу казну. Если вы уничтожили отряд варваров, в который входил их вождь, то вы уничтожили и его. Вожди варваров, при уничтожении их отрядов, стремятся бежать и исчезают, если вы их не догоните за несколько ходов.

Формы правления

Для того чтобы помочь вам управлять государством, введена правительственная система. Существует шесть различных типов правления; те, которые вам доступны на данный момент, определяются уровнем вашего технологического развития. Один тип - Анархия - возникает только при чрезвычайных обстоятельствах.

В начале игры ваше государство автоматически управляется с помощью системы, называемой деспотизмом. Дополнительные типы становятся доступны, когда ваши ученые их откроют (Исключение - см. Чудеса света и Пирамиды).

Различные типы правления имеют свои достоинства и недостатки. Некоторые предлагают большую свободу действий людям, что ведет к росту торговли, науки и экономики, а другие больше подходят для создания и оснащения армий.

Предлагается шесть систем управления цивилизацией:

Деспотизм (Despotism): Вы имеете абсолютную власть. Людям приходится это терпеть, поскольку ваши решения подкрепляются армией. Из-за того, что ваши граждане не имеют никаких свобод, производство ведется на самом минимальном уровне. Но ваш тотальный контроль заметно облегчает ведение военных действий.

Военные отряды не требуют обеспечения до тех пор, пока их количество не превысит численность населения города. Каждый отряд сверх количества жителей города требует одну единицу ресурса для технической поддержки. Дипломаты и караваны в ней не нуждаются.

Кроме этого, каждый квадрат, который приносит два или более единиц ресурса, будет приносить на одну единицу меньше. Например, обычная шахта, приносящая, обычно, три единицы ресурса будет приносить только две.

Поселенцам требуется одна единица ресурса для поддержки.

Анархия (Anarchy): Вы временно утратили контроль над правительством. Города продолжают работать как обычно, но ряд важных функций парализован. Вы все еще можете контролировать передвижение своих войск.

Анархия имеет такой же эффект, что и деспотизм, но налоги не собираются, деньги на поддержание городских построек не выделяются и не проводятся никакие научные исследования. Анархия возникает только во время революции.

Монархия (Monarchy): Ваше правление не абсолютно, так что у людей появляется некоторая свобода, особенно, у верхних слоев общества. Аристократия имеет некоторые экономические свободы, что приводит к расширению производства ресурсов, пищи и торговли. Однако, верхние слои требуют приличную часть ваших доходов на содержание армии и драгоценности в крупных городах.

При монархическом правлении нет снижения производительности в квадратах, приносящих по две или три единицы ресурса, так что теперь имеет смысл заниматься ирригацией или прокладкой шахт. Все отряды требуют по единице технических ресурсов, а Колонисты - две пищевых.

Коммунизм (Communism): Вы являетесь главой коммунистического правительства и правите при полной поддержке партии. Хотя эта форма правления и более производительна, чем деспотизм, но партия все равно сковывает свободы граждан, что ограничивает торговлю. Но плюсом является то, что практически нет коррупции, ее ограничивают местные отделения партии.

Коммунизм имеет тот же результат, что и монархия, разве что, снижается коррупция. Коррупция, вместо того, чтобы увеличиваться по мере удаления от вашего дворца, одинакова во всех городах.

Республика (Republic): Вы управляете ассамблеей из штатов-городов. Каждый город имеет свой автономный статус, но в то же время является частью государства, которым вы управляете. Люди чувствуют, что вы управляете, так как они того хотят. У них огромная свобода действий, что приводит к мощному всплеску торговли.

Луга, реки и холмы приносят столько же прибыли, что и при монархии. Кроме того, добавляется еще одна единица торговли, если существует хоть одна. Каждый военный отряд требует на свои нужды одну единицу технического ресурса, а Колонисты - два пищевых. Каждый отряд, находящийся не в родном городе, приносит чувство недовольства одной части жителей.

Кроме этого, сенат принимает любые мирные договоры, даже если вы хотите вести войну.

Демократия (Democracy): Вы правите как выборное лицо народа. Люди понимают, что вы правите, потому что они того хотят. Степень свободы населения при этом правительстве наибольшая, что максимизирует производство и торговлю. Однако, люди имеют сильный голос в определении доли, идущей на улучшение жизненного уровня. Как и в республике, некоторые ваши решения контролируются сенатом.

Демократия похожа на республику. Отличием является то, что при демократии нет коррупции. Кроме того, если в вашем городе происходят беспорядки более чем два хода подряд, то может произойти революция. Каждый отряд, находящийся вне родного города, делает недовольными две части жителей.

Революция

Правительства меняются в процессе революции. Обычно, это происходит тогда, когда вы решили, что вашим целям больше подходит другой вид правительства. Вы можете поменять тип правительства на любой из доступных вам.

Для того чтобы вызвать революцию, в меню "Игра" ("Game") выберите пункт "Революция" ("Revolution"). После нескольких ходов анархии, вам будет предложено меню, из которого надо будет выбрать нужный тип правительства. Новое правительство вступает в силу сразу же.

Если ваше государство владеет пирамидами, то вы можете менять правительства без периода анархии. Это возможность утрачивается, когда пирамиды морально устаревают.

Советники / Данные о мире

Вы всегда можете обратиться к своим советникам, чтобы получить данные о положении дел в своей цивилизации. Проконсультировавшись со своими советниками, вы сможете принять более грамотные решения по управлению городами и по соглашениям с соседями. Их доклады можно найти в меню "Советники" ("Advisors").

Кроме докладов советников есть еще ряд докладов, которые можно посмотреть. Их можно найти в меню "Мир" ("World").

Можно получить следующие доклады советников и доклады о положении в мире:
Советники (Advisors)

Состояние (City Status): Этот доклад включает список ваших городов, вместе с данными о том, что они производят. Для каждого города вы можете получить сведения о численности населения, о количестве еды, ресурсов, о размерах торговли, о разнообразных предметах, производимых в настоящий момент. Этими данными очень удобно пользоваться в начале хода, когда требуется быстро освежить в памяти все, что известно о производимых в городах предметах.

Военный советник (Military Advisor): Первая страница его доклада показывает, сколько отрядов каждого типа вы имеете или создаете.

Нажмите "Enter", "Пробел" или клавишу мыши, чтобы увидеть вторую страницу его доклада. Эта часть показывает ваши победы и потери в сражениях с другими цивилизациями. Потери изображаются типом отряда и видом цивилизации. Цивилизации различаются по цвету. Например, если одним из ваших противников являются Ацтеки, которые окрашены в желтый цвет, ив таблице есть желтая цифра "1" в графе фрегатов, то это означает, что вы уничтожили один фрегат Ацтеков. Ваши потери показаны в первой колонке слева.

Советник по разведке (Intelligence Advisor): Этот доклад является суммой докладов, собранных вашими посольствами. По каждой цивилизации, с которой у вас есть дипломатические отношения, вы можете получить данные о названии ее столицы, типе ее правительства, сумме в казне и характере ее отношений с другими цивилизациями. Информацию о государствах, с которыми у вас нет дипломатических отношений, вы получить не сможете.

Отсюда же вы можете узнать о том, какие цивилизации ведут войны или заключили мирные договоры и с кем. Вам могут понадобиться эти данные перед тем, как атаковать противника. Например, вы видите, что две цивилизации находятся в состоянии войны, и вы решаете атаковать одну из них. В этом случае, они могут заключить мирный договор, и вместе напасть на вас. Если же вы оставите их в покое, то они будут спокойно уничтожать друг друга.

Вторую страницу можно получить, нажав на надпись Info с помощью мыши. На этой странице дана некоторая дополнительная информация, касающаяся примерных целей правителей стран и их последних технологических успехах.

Настроение людей (Attitude Advisor): Этот советник расскажет вам об уровне удовлетворенности ваших жителей. Из этого исследования вы можете быстро узнать о количестве счастливых, удовлетворенных и неудовлетворенных жителей, в каждом из ваших городов. Эта информация полезна, особенно, после того, как вы поменяли тип правительства или объем отчислений на драгоценности. Вы можете быстро заметить, в каком городе надо принять шаги, чтобы предотвратить беспорядки.

Для каждого города вы получите сведения о численности населения и о городских сооружениях, которые помогают улучшить настроение людей. Внизу страницы указаны сведения о численности населения вашей цивилизации и о доле в процентах счастливого, удовлетворенного и неудовлетворенного населения.

Просмотрев список городских построек, вы можете заметить, каких построек не хватает городу.

Торговый советник (Trade Advisor): Ваш торговый советник сообщит вам о том, какая часть от доходов торговли в ваших городах идет на драгоценности, налоги и новые идеи (научные исследования). Эти данные пишутся справа от названий городов. Ниже списка городов указывается, сколько средств поступает в казну за ход.

В правой части доклада находится список городских строений, существующих в вашей цивилизации (только те, которые требуют средства на поддержание их в порядке). Указаны количество, тип сооружений и стоимость их содержания. Внизу указана общая сумма, требуемая на их содержание за один ход.

Сравнивая количество получаемых налогов с суммой, требуемой на содержание построек, вы можете узнать уменьшается ли количество средств в вашей казне, увеличивается или остается прежним. Если ваша казна уменьшается, то, наверное, стоит поднять количество налогов или сделать так, чтобы некоторые города приносили больше прибыли.

В случае крайней необходимости, вы можете продать часть городских построек, чтобы получить средства.

Последний элемент доклада указывает количество ходов, необходимых вашим ученым, чтобы получить научное открытие. Чем больше научных исследований осуществляется вашими городами, тем быстрее вы его достигнете. По мере возрастания сложности научных открытий, вам придется тратить больше времени на их получение.

Ученый совет (Science Advisor): Ваш научный советник ведет список всех открытий, которые получены вашей цивилизацией, и перечень успехов ваших ученых в работе над текущей технологией. Те технологии, которые вы открыли сами, окрашены в белый цвет. Шкала показывает ваше продвижение к следующему открытию. Лампочки показывают, сколько исследований уже было проведено. Когда шкала полностью заполнится, вы получите свое открытие.

Вы можете продолжать свои научные изыскания и после выполнения всех открытий, имеющихся в списке. Эти открытия будут называться технологиями будущего, и каждая из них добавляет 5 очков в общий счет вашей цивилизации.
Мир (World) - Доклады о мировых достижениях

Чудеса света (Wonders of World): Ваши географы представляют вам список местоположения чудес света. Когда они узнают о строительстве нового чуда света, то они сразу же добавляют его в список. Всего может быть 21 чудо света: 7 древних, 7 средневековых и 7 современных. Данные о том, где находятся чудеса света могут быть полезны, поскольку захват города с чудом света, добавляет славу вашей цивилизации.

В списке указано изображение чуда света, его название, имя города, в котором оно было построено, и название цивилизации, создавшей его. Нажмите "Enter" или любую клавишу мыши, чтобы очистить экран с древними чудесами света, и увидеть средневековые чудеса света, а затем современные.

5 лучших городов (Top 5 Cities): В этом сообщении названы пять городов с самым большим рейтингом в мире. Указаны названия городов и названия цивилизаций, к которым они принадлежат. Ниже названия города указана численность его населения и чудеса света в нем (если они, конечно, есть). Подсчет рейтинга производится следующим образом:

2 очка за каждого счастливого жителя

1 очко за каждого удовлетворенного жителя

10 очков за каждое построенное в городе чудо света

Заметьте, что в список включаются даже те города, которые вы еще не обнаружили. Слухи о них достигают и самых отдаленных уголков земли. Ваши географы и советники иногда прислушиваются к разговорам разных бродяг и путешественников, так что эти слухи доходят и до вас.

Счет цивилизации (Civilization Score): Это примерная оценка деятельности вашей цивилизации. Она также становится окончательным счетом, если вы завершаете игру. Вы можете поинтересоваться у советников сведениями о текущих успехах. Вашей целью является достижение барьера в 1000 очков. Очки даются при исполнении следующих условий:

+2 очка за каждого счастливого жителя

+1 очко за каждого удовлетворенного жителя

+20 очков за каждое чудо света, которым вы владеете

+3 очка за каждый ход, прожитый в мире с соседями (до 100)

+5 очков за каждую технологию будущего

-10 очков за каждый загрязненный квадрат

Внизу находится указатель, показывающий, сколько вам еще осталось для достижения 1000 очков.

Карта мира (World Map): Это карта всего известного вам мира. Те части мира, которые вы еще не открыли, увидеть невозможно. Кроме этого, карта еще и отцентрирована по горизонтали на вашей столице, так что вы не можете определить свое положение относительно северного и южного полюса, пока не откроете их.

Космические корабли (Spaceships): Ваши советники могут рассказать вам о продвижении дел в строительстве любого космического корабля. Выберите из меню сообщение о строительстве какого-то космического корабля. Ваши советники выдадут оценку того, сколько этот корабль может перевозить поселенцев, время в пути и вероятность его успешного полета.

Гонка космических программ начиналась тогда, когда было создано чудо света - программа Восток (в оригинале - Аполлон). После этого любая цивилизация, которая достигла необходимых технологий, может приступить к строительству отдельных частей космического корабля.

Когда начинается борьба за первенство в космосе, необходимо следить за положением дел у соперников. Вам необходимо оценивать время примерного запуска корабля соперников, чтобы прикинуть размеры своего корабля и время его запуска. Если вы считаете, что вам не успеть запустить свой корабль, тогда имеет смысл снарядить военную экспедицию против вражеской столицы. Захват вражеской столицы приводит к прекращению строительства корабля.

Демография (Demographics): Ваши советники следят и фиксируют положение населения в других странах. Эта информация указывает на положение вашей цивилизации в мире, и позволяет понять, какие цивилизации являются вашими основными соперниками.

Демографическое сообщение:

Поддерживают (Approval Rating): Количество людей (в %), согласных с вашим способом управления страной.

Население (Population): Численность населения вашей цивилизации.

ВНП (CNP): Общий объем драгоценностей и налогов, собранных вашими городами.

Товары (Mfg. Goods): Общий объем ресурсов, произведенный вашими городами.

Площадь (Land Area): Пространство, по которому прошли ваши отряды, показывающее границы вашего влияния.

Культура (Literacy): Количество (в %) населения, умеющее читать. Определяется по следующим достижениям: Алфавит, Письменность, Грамотность, количество библиотек и университетов в вашем государстве.

Болезни (Disease): Примерная оценка, основанная на том, насколько знакома ваша цивилизация с Медициной, сколько акведуков и амбаров в ваших городах.

Выбросы (Pollution): Отношение числа загрязнений от ваших городов к числу загрязнений от городов соперников, определяемое по количеству дыма, выделяемого этими городами.

Срок жизни (Life Expectancy): Средний возраст, определяемый по коэффициентам заболеваемости и загрязнения.

Семьи (Family size): Размер семьи определяется по количеству пищи, производимой в городах. Большой размер семьи означает быстрый рост населения.

Служба в армии (Military Service): Определяется как отношение общей численности населения к числу военных отрядов; показывает примерный срок службы.

Годовой доход (Annual Income): Количество драгоценностей и налогов, производимых городами, поделенное на численность населения.

Производство (Productivity): Общее количество ресурсов, пищи и торговли, производимое городами, поделенное на численность населения.
Цивилопедия (Civilopedia)

Цивилопедия - это полная энциклопедия по Civilization. Она включает в себя ссылки на 150 объектов игры. Для большинства из них предусмотрено две страницы записи. Первая страница - описание объекта и его исторической важности, на второй - роль этого объекта в игре.

К цивилопедии можно легко обратиться с помощью меню. Нажмите на меню "Цивилопедия" ("Civilopedia") и выберите в нем необходимый вам раздел:

Полная (Complete): Все списки (несколько страниц).

Научные открытия (Civilization Advances): Более 70 технических достижений, созданных вашей цивилизацией.

Постройки (City Improvements): Строения, которые вы можете построить в городе, чтобы улучшить условия его функционирования, включая чудеса света.

Отряды (Military Units): Отряды, которые вы можете организовать, включая караваны и дипломатов.

Типы местности (Terrain Types): Различные типы рельефа.

Прочее (Miscellaneous): Типы правительства, варианты улучшения рельефа и прочие данные, не вошедшие в другие разделы.

После того, как вы выбрали необходимый раздел, вам будет предложен список тем в данном разделе. Выберите необходимый предмет с помощью мыши или стрелок перемещения курсора. Перед вами откроется страница цивилопедии. Чтобы посмотреть следующую страницу, нажмите клавишу мыши, "Enter" или "Пробел".

Когда вы закончите изучение цивилопедии, нажмите кнопку "Выход" ("Exit") в верхнем углу экрана с помощью мыши.

Забота о состоянии планеты

Цена непродуманной индустриализации - постепенное загрязнение и заражение окружающей среды. Изо всех возможных последствий загрязнения окружающей среды наиболее опасным, наверное, является глобальное потепление. Неконтролируемый рост температуры угрожает таянием полярных ледовых шапок, повышением уровня океанов, затоплением пахотных земель. По мере того, как ваша цивилизация входит в индустриальную эру, вы должны так контролировать положение дел в своих городах, чтобы минимизировать загрязнение и предотвратить глобальное потепление.

Различные виды загрязнения также вызываются взрывами ядерной ракеты или ядерного реактора.

Промышленные загрязнения

Во время каждого хода есть вероятность появления загрязнений в пределах ваших городов. Эта вероятность зависит от двух факторов: количества производимых ресурсов и численности населения. Наиболее важным из них является количество производимых ресурсов. Чем оно больше, тем больше вероятность того, что появятся загрязнения. Ниже определенного уровня загрязнения, вообще, не появляются.

Население городов не оказывает заметного вл


26-Июл-2004 (обновлен 30-Ноя--0001)

 

Версия для печати Обсудить в форуме (2 комментария)

Травиан :: Турниры и Игры :: Онлайн-книга "Альтерра" :: Наша "Цивилизация" :: Civilization 5 :: Civilization 4 :: Civilization 3 :: Civilization 2 :: Civilization 1 :: Galactic Civilizations 2 :: Total War Medieval 2 :: Total War Rome, BI, Alex. :: Другие "Цивилизации" :: Вне игры ::